Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
· развивать логическое мышление и основных мыслительных операций;
· развивать математические способности и склонности.
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счёт»
· Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счётом в пределах 10, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
· Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
· Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
· Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев.
5. «Решение логических задач»
· Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
№ |
Список детей |
«Количество и счет» |
«Ознакомление с геометрическими фигурами» |
«Определение величины» |
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» |
«Решение логических задач» |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
«+» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«-» – имеет частичное представление по данному разделу
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
3. «Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Содержание |
Цели |
Месяц |
1 |
«Волшебная страна – математика» |
«Знакомство с цифрами» |
Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. |
Сентябрь |
«Геометрические фигуры» |
Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. |
«Счёты» |
Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. |
2 |
«Волшебные фигуры» |
«На что похоже?» |
Беседа о предметах, окружающих нас. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. |
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» |
Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. |
Октябрь |
«Кошкин дом» |
Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. |
3 |
«Деление целого на части» |
«Волшебные пазлы» |
Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. |
«Осенний урожай» |
Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. |
4 |
«Порядковый счёт» |
«Что такое порядок?» |
Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. |
Ноябрь |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» |
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. |
«Какой? Сколько?» |
Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. |
«По порядку рассчитайся!» |
Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. |
5 |
«Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) |
«Ориентирование на листе» |
Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. |
Декабрь |
«Аппликация на листе» |
Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы. |
«Лесенка» |
Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить верх, низ, лево, право на листе бумаги, выполнять графические задания. |
«Рисование фигур по точкам» |
Развивать графические навыки детей. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. |
6 |
«Ориентирование в пространстве» |
«Левая и правая рука» |
Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» |
Январь |
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» |
Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. |
7 |
«Ориентирование во времени» |
«Сутки. Часы. Минутки» |
Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. |
«Дни недели» |
Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. |
«12 месяцев» |
Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» |
Февраль |
«Время года. Сезоны» |
Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их. |
8 |
«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» |
«Знакомство с часами» |
Познакомить детей с часами, рассказать об их назначении, рассказать какие виды часов бывают. |
«Весы. Их использование» |
Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение. Дать понятие «вес» |
«Какие бывают линейки» |
Познакомить детей с линейкой, рассказать о её назначении. |
Март |
«Рисуем по линейке» |
Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. |
9 |
«Королевство цифр» |
«Пишем цифры: 0, 1, 2, 3» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. |
«Пишем цифры: 4, 5, 6» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. |
«Пишем цифры: 7, 8, 9» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр. |
Апрель |
«Расставь числа по порядку» |
Развивать умение расставлять числа по порядку. |
10 |
«Логические задачки» |
«Задачи на смекалку» |
Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. |
«Задачи на действия (сложение и вычитание)» |
Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. |
«Задачи на составление целого из частей» |
Развивать мышление детей, умение делить целое на части. |
Май |
«Задачи на разделение целого на части» |
Развивать мышление детей, умение делить целое на части. |
11 |
«Волшебные монетки» |
«Деньги. Их назначение» |
Познакомить детей с деньгами, их назначением |
12 |
«Волшебная страна – математика» |
Итоговое занятие |
|