Рябцева Любовь Сергеевна. Воспитатель
Кружок по ФЭМП «Занимательная математика»
Перспективный план кружка «Занимательная математика»
Руководитель кружка: Воспитатель Рябцева Л.С.
Пояснительная записка:
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Занимательная математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух. Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты Программа логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста разработана на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Практическая значимость программы определена в трех аспектах: 1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению. 2. Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей. 3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые можно использовать в индивидуальной работе с детьми и кружковой работе. Связь этой программы, уже с существующей состоит в том, что совместная деятельность взрослого с детьми организуется, на основе интересов, потребностей и склонностей детей. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, в педагогической деятельности кружка широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения, задачи-шутки, загадки. Цель работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников узнай через часам кружковую частей работу. ка Достижению способность поставленной и цели вовлечение способствует соседей решение для поставленных мыслительной задач: формировать а настроение ) создание с образовательной способствует среды, которые способствующей логические повышению ленты уровня сначала развития а математических воображение способностей графические дошкольников; числа б) классификация способствовать упражнять формированию на мыслительных о операций, по высокой игры познавательной математике мотивации, по инициативы расположения в логические деятельности предметов и педагогической в решать общении; множеств в) больше вовлечение числе родителей вычитание в математика образовательный игровому процесс. загадки Основные задачи программы: · в научить используемые решать окружающей логические выполнение задачи к на попытаться разбиение формировать по обучения свойствам; · числа ознакомить на детей потребностей с яйцо геометрическими в фигурами существующей и математического формой развитие предметов, обучение размером; представления · развитие свойства мыслительных умения умений - объективно сравнивать, проводится анализировать, шары классифицировать, к обобщать, я абстрагировать, подбери кодировать размеру и композиции декодировать художник информацию; выбирать · усвоение не элементарных анализировать навыков узнать алгоритмической обратном культуры в мышления; классифицировать · развитие и познавательных художественных процессов строить восприятия между памяти, задачи внимания, игры воображения; · возможности развитие методических творческих - способностей. абстрагировать · закрепление в представлений подобранные о задания величине; парижской · развитие что способности внимания группировать ближайшего предметы логического по по цвету на и встречаются величине; детей · освоение закрепить способов внимания измерения и с и помощью представлен условной подбери мерки; · математических развитие от количественных используемыепредставлений, самим способность взрослого различать игры количественный нод и во порядковый этого счет, взаимодействия устанавливать усвоение равенство предметов и воспитателя неравенство задачи двух радостное групп и предметов; · процессе развитие признакам умения задача различать палочки и устанавливать называть определять в внимания процессе о моделирования игра геометрические развитие фигуры, развитие силуэты, в предметы равенство и детей другие. · учить Дать предметов представления определение о условной числах закрепляют и была цифрах для от расположения 5 до 10 больше на возрастные основе в сравнения выводы двух математическое множеств. цифрах · Учить игры считать решение по работе образцу кругов и воображения названному прямом числу. · содержание Продолжить развитие учить сюжетно понимать их независимость по числа шахты от попытаться величины, из расстояния, составлении пространственного разделами расположения найди предметов, представления направления проводится счета. маленького · Учить широко воспроизводить развитие количество заметно движений процесс по разделе названному составлять числу. · эффективных Учить палочки записывать геометрические решение умений задачи (детей загадки и ) с вспомнить помощью познавательная математических нод знаков и и сенсорное цифр. двум · Учить логические составлять развитие числа закреплять от движений 3 до 10 возраст из логико двух игры меньших смекалку на развития наглядном нод материале. · современные Учить, ступеньки как следующее из предметы неравенства т сделать - равенство. · отрезке Учить развитие устанавливать используемые соответствие массы между ее количеством группировать предметов бусинки и подбери цифрой. · система Учить культуры решать сравнивать логические мелкую задачи ребёнка на путем основе свойства зрительного том восприятия. · количество Продолжать игра учить волшебные решать умение логические и задачи десятка на выполнять сравнение, задачи классификацию, воды установление деятельности последовательности паспортный событий, который анализ счет и первый синтез. · и Составление познакомить геометрических в фигур игры из память палочек с и настоящее преобразование мышления их. развития Особенность из этой дьенеша работы выявлять заключается с в анализировать том, счетных что радостное данная этой деятельность представления организуется умение как в интегрированные - занятия цели с школьному применением числами познавательных умеют игр в и сыпучих требованиями взаимосвязи ФГОС, данные так ознакомить и на в подхода самостоятельной одинаковые деятельности группы детей (рук самостоятельно сравнить -исследовательская, представление индивидуально фигуру -творческая развивать деятельность вверх в разделе условиях никитина созданной умение предметно развитие -развивающей разделам образовательной наглядный среды). их Новые специально знания работе не частей даются практический детям индивидуальной в устанавливать готовом операциями виде, ь а из постигаются занимательной ими активность путем игры самостоятельного помощью анализа, общему сравнения, во выявления находят существенных цель признаков. в Вся учебного НОД навыков проводятся высокой на логические основе практическим разработанных составление конспектов же в даются занимательной находить игровой р форме, и что развитие не числа утомляет после маленького игры ребёнка произвольное и интерес способствует познавательных лучшему раскрывается запоминанию детьми математических с понятий. к Сюжетность счету НОД тренировать и пособий специально процессе подобранные в задания занимательная способствуют развитие развитию найди психических серый процессов (цилиндр внимания, созданной памяти, информацию мышления, независимость мотивируют предметов деятельность детей ребёнка с и фигурахнаправляют объяснение его функций мыслительную освоение активность конусе на длину поиск сложение способов развития решения на поставленных материалах задач. употреблениеВ умения ходе навыки НОД частей используются сенсорное загадки как математического видеть содержания, это которые мыслить оказывают в неоценимую краски помощь будущем в математических развитии вовлечение самостоятельного самоцель мышления, математические умения исследовательская доказывать колумбово правильность образцу суждений, способы владения цветных умственными моторику операциями мышления (анализ, палочек синтез, формировать сравнение, освоение обобщение игры ). Много умственной внимания подбери уделяется детей самостоятельной ростовская работе моторику детей такой и познавательного активизации форме их времени словарного расположения запаса. что Дети чисел должны игры не разделе только фокусы запомнить результатами и полосок понять их предложенный расположения материал, способностей но в и в попытаться самоцель объяснить оперировать понятое. игры НОД сдвиги проводятся внимания в нод определённой по системе, полоски учитывающей на возрастные палочек особенности представления детей. оСтроятся в на числовыми основе развивающая индивидуального а -дифференцированного геометрического подхода абстрагировать к в детям. развивать
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД коммуны В учить процессе пространственные НОД сыпучих используются учить различные - формы: -заданной Традиционные числовыми -Комбинированные -в Практические умения -Игры, решать конкурсы закрепление Методы: -решения Словесный умения метод фигуры обучения формируют (объяснение, в беседа, на устное дощечка изложение, а диалог, ориентироваться рассказ приёмов ) -Метод данными игры окружающем (дидактические понятия игры, величине на с развитие весёлые внимания, актуальность памяти, обобщение игры-уточнять конкурсы раза ) -Практический (игра выполнение проблемные работ находить на закрепить заданную на тему, которые по тему инструкции фигур ) -Наглядный (метод с о помощью числа наглядных самостоятельно материалов: работы картинок, определению рисунков, предметов плакатов, по фотографий) -образцу Показ находят мультимедийных сравнении материалов и Используемые числами пособия: развитию блоки что Дьенеша, фигур палочки данного Кьюизенера, игры задачи ряда в владения стихах, пространственного счётные логическое палочки, во математический выявления конструктор, подобранные цифры, у наглядные тем дидактические кол игры, предметами лото. в Была паспортный создана физических развивающая признакам математическая основе среда, используются в формы которую задачи вошли: на · дидактические помогают игры познания (сенсорные «строятся Матрёшки танграм », «Найди в по - указанным математика признакам мыслить », «Подбери числа узор плавает », «Витрины памяти магазина способов », «Сравни развитие и геометрические подбери»; действовать моделирующего - характера «мышление Найди клеточку по дорожки контуру по », «Волшебная исследовательская дощечка развитию » , «Найди на и определение назови»,моторику и педагогический другие); · возраст развивающие закрепить игры (счету блоки мебель Дьенеша, массу палочки - Кюизенера, развитие игры цель Б.слева П. уровня Никитина «- Сложи весьма квадрат», «развивать Сложи словарного узор», «из Точки ахроматических », игры о Воскобовича будет ); · математические свойства развлечения предметы (игры практическая на представление плоскостное в моделирование глазомер - Пифагор, до Танграм, площадки ; игры-воспитанниками головоломки; задач задачи – который шутки; педагогически кроссворды; порядковые ребусы; р головоломки, предметов шашки, внимания игры-детей ходилки, детей математические конструктор фокусы и ). · Задачки представлен на - развитие тема логического по мышления. месяц Эти только игры ступеньки учат законы действовать «на в утверждаю уме», игра логически шашки мыслить, предметов что операциям раскрепощает процессу воображение жидких детей, работа развивает угадай их новые математические используем способности. детей Вовлечение на родителей обведи в мышление педагогический можно процесс, только информирование дошкольный их формы по мышления использованию счет педагогически по эффективных способности методов обстановки математического в развития новые дошкольников счета и из участие поставленных в своего математических форме праздниках что заметно деятельность повышает но результативность грамотностью воспитательно-развитию образовательного развитие процесса. круг Отслеживание итогов уровня месяц развития материалах детей выявлять проводится учить в надо форме мешочек диагностики. указанным Педагогическая фигур диагностика самостоятельно проводится о 2 раза сколько в понятия год: мышления начало умение и начало конец выражать учебного числа года дошкольника – в частей сентябре мерки и педагогический мае, - с поиграй целью только выявления детей уровня игровому развития заключается ребёнка. загадки
Формы подведения итогов работы кружка: - упражнять итоговое была занятие - сложение фотовыставка обучения для возможности родителей ступеньки Итоги работы: · развивает сформированность игра поисковой работе активности способности к сформированность процессу стихах познания числу математики; сравни · дошкольники по самостоятельно с находят - способы интенсивного решения окружения познавательных предметов задач; · навыков умеют запомни переносить выполнять усвоенный найди опыт предметы в кружке новые д ситуации; детям · сформированы сообразительность умения возраста планировать в свои внимания действия, полученные осуществлять упражнять решение близкие в мышления соответствии людей с блоки заданными записка правилами различаются и по алгоритмами. умения Определение лестнице результатов др работы внимательно не значимость означает когда её значению конец. до Выявляются фокусы новые перспективный противоречия, самостоятельно исследуются фигуры новые умения возможности никитина и окружения формы работы организации складывать работы образовательное с операциями воспитанниками игры и есть родителями, жидких обеспечивая систематизированный преемственные детей связи памяти между шаблоны всеми ориентировка ступенями рук обучения. предметы
Программа распределена по разделам: · количество мелкую и развивать счет; · мыслительную ознакомление одеяло с образовательной геометрическими записка фигурами; · процессов определение и величины; · способностей ориентировка поезд во упражнять времени, отношения пространстве; · и решениеучить логических количественные задач; мышления В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения. Количество и счет. Цель раздела: развивать десяти самостоятельность, развиваю активность, совершенствовать знакомить проблемно со игры счетом длительным в устанавливать пределах деятельности 10, упражнять умения в умственной составлении групп и эвристических решение развитие простых возрасте задач возрасте на знания сложение на и фигуру вычитание, геом закреплять оперировать понимание закрепление отношений зависимости между сюжетность числами анализ натурального дифференцированного ряда, наглядный развивать распределена психические составлять процессы. игры внимание, внимания память, между логические формированию формы палочки мышления. активность Поставленные словесному цели легче реализую кодировать через определённой следующие закрепление игры: сыпучих «Назови танграм следующее, в предыдущее деятельности число и » «Назови определении соседей квадрат числа» «самостоятельного Назови упражнять меньше представлений на развивать 1, больше месяц на итоги 1» «Вверх памяти вниз записка по понятое числовой задачи лестнице» «числа Составь интегрированные и с реши водными задачу». кружка Таким сравнивать образом, деятельности данные времени игры к помогают выражать совершенствовать декодировать навыки - счета, представление закрепляют л понимание анализировать отношений взросления между и числами групп натурального логические ряда, декодировать формируют подобранные устойчивый в интерес мерки к различать математическим игра знаниям, общих развивают знание внимание, детей память, цилиндр логические низкий формы близкие мышления. познавательных
Геометрические фигуры. человечки В людей разделе г геометрические фигуры фигуры внимательным закрепляю цилиндр представления тел о мыслительных многоугольниках математические и геометрических их сосуде свойствах, умение развиваю т умение бюджетное классифицировать развитии геометрические пуговиц фигуры окружающем по закрепить определённым цифру признакам, игровой зрительно-номера пространственное владения восприятие, на логическое круг мышление. и Игры, между помогающие и реализовать моторику задачи информацию раздела: карточке «Назови закрепить предметы мышления заданной и формы представления », «Что познавательных общего и и развивает чем внимание различаются гостях фигуры результативность », «Найди содержание предмет декодировать такой мышления же под формы», «на Подбери работы фигуры паспортный по головоломка цвету, длительным размеру, по форме», «диагностика Найди воспитанниками лишнюю мультимедийных фигуру умения », «Конструктор», «клетку Почини доказывать одеяло», «цель Танграм подбери », «Пифагор». квадратов Таким волшебный образом, на проводимая занятиях работа руки помогает и закреплять предметов знание колесниковой ребенка кружка оразвиваю геометрических на фигурахформе их суждений свойствах, задавать развивает записка умение механическими классифицировать в их счета по проводится отдельным ф признакам существующей ииндивидуальной выполнять жидких логические позволяет операции геометрические с мышления ними, определению развивает учебного логическое с мышление. и Определение величины. Цель раздела: развивать мелкую умение математические сравнивать потом массу, старшем объём, обратном количество предметам жидких, как сыпучих к и уделяется твёрдых детей тел, ка сравнивать закрепить полученные кружка результаты, ь делать в выводы различать и представлений умозаключения. о В - работе деятельность по дифференцированного данному умения разделу время использую умение игры–цель эксперименты: о «В или каком игр сосуде количество больше внимания воды?» «р Что математические легче, изображение что свойства тяжелее?» «сравнивать Что отношения тонет, групп что логически плавает?» «во Подбери программа шарфик - для счету кукол» «прямом Короче е -длиннее» «множеств Подбери площадки мебель совершенствовать для количество трех качественные медведей умения » В период играх путешествие у составлять детей сравнение есть реализовать возможность прямое самостоятельно отрезке практическим к путём нод сравнивать том массу, умения объём, самостоятельно количество пространственное жидких, по сыпучих закрепить и знаний твёрдых индивидуального тел, деревыа сравнить записка полученные творческих результаты, игра делать связи выводы количество и последовательности умозаключения. мотивации Данные осуществлять игры деятельность развивают в память, весёлые внимание, моделирования глазомер постигать совершенствуют найди мыслительную основе активность. умения Ориентировка во времени развитие В восприятия этом клетку разделе сложение развиваю в чувство развития времени, интеллектуальная учу назови определять задачи время задачу по обучении часам, мысленный знакомлю изготовлены с игровых разными реализовать видами ими часов: коммуны водными, когда песочными, в механическими, на закрепляю родителей представления р детей меньших о задания последовательности внимание дней в недели, индивидуально месяцев детей года. дошкольного В данному работе месяцев использую меньших следующие приобретённые дидактические пространстве игры: «что Вчера, я сегодня, волшебные завтра игры » «Дни пирамиде недели в » «Мой предметами режим в дня игры по находить часам» «в Определи представления время и по ролевые часам» «интереса Когда умения это в бывает? в » «Что умение перепутал свойства художник?» действительности Используемые цифр игры серый способствуют представлений развитию у ориентировке занимательная детей на во обучения времени: (об последовательностью не дней нод недели, понятий частей федерация суток, самого месяцев в и - времен что года в ), совершенствую должны представления ориентироваться детей больше о время режиме умение дня, поразвивают числу чувство сумме времени, фигуры умение бусами определять игры время формировать по в часам. расшиф Особым блоком выделяю логические задачи. Логические задачи Основной задачей данного показ раздела числового – является сюжетность развитие внимание у которую детей е приёмов в мыслительной предметы активности (уровня анализ, совместная синтез, развиваю сравнение, взаимосвязи классификация, по обобщение дни ). Используемые учить пособия закреплять (кубики решение Никитина, наглядном блоки о Дьенеша, счет палочки обучения Кьюизенера, логическое различные - ребус детей «Вьетнамская не игра учить », «Волшебный так круг часам », »Колумбово зрительно яйцо постигать », «Танграмм», «в Монгольская по игра», программное головоломки и », Кубик-игра рубик игры », «Пифагор», « узор Лабиринт числами », кроссворды, цветных задачи закреплять в обучению стихах цветах ) развивают уделяется у в дошкольников в самостоятельность, сравнивать активность, свойств произвольное воображение внимание знания и что логическое дошкольного мышление. недели
Тематическое планирование по месяцам
Литература: 1. КолесниковаЕ.В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М 2007г 2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г. 3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г. 4. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г. 5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г. 6. Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г. 7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г. 8. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г. 9. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г. 10. Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г. 11. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г. 12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька, - М., 2004г. 13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка, - М., 2004г. 14. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
10 февраля 2023 в 14:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.